Коммунисты проголосовали против антиконституционного закона

Дума ХМАО-Югры КПРФ-Югра Пресс-релиз КПРФ-Югра

Фракция КПРФ не поддержала предложенные правительством автономного округа поправки в окружной закон «Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятия…». Причина — предложенные правительством поправки носят косметический характер и сохраняют нарушение конституционных прав и свобод граждан.

kprf-ugra

Депутат Думы Югры, руководитель фракции КПРФ Алексей Савинцев на первом в 2020 году заседании окружного парламента предложил вернуть на доработку проект закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О внесении изменений в статью 2.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Создать совместно с правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рабочую группу по более тщательному учёту всех предложений, замечаний, позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 1 ноября 2019 года № 33-П.

В начале своего выступления Алексей Савинцев обратил внимание депутатского корпуса, что главная повестка дня в стране – это изменение Конституции и КПРФ активно принимает в этом участие, предложив для внесения в главный закон страны 15 ключевых поправок.

 Далее парламентарий заявил, что окружной закон «Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятия в Югре» противоречит российской Конституции почти 8 лет, с самого момента внесения в него статьи 2.1. Данный факт подтверждает Конституционный суд Российской Федерации своим Постановлением № 33-П от 1 ноября 2019 года. Решение Конституционного суда и стало причиной рассмотрения поправок в окружной закон.

«Мы сейчас этот вопрос исправляем, но не до конца. И когда нам сегодня говорят эксперты, что так правильно, я понимаю, что и 8 лет назад эти же эксперты утверждали, что так будет правильно. Но всё оказалось совсем не так!», – подчеркнул коммунист.

 Свою логику Алексей Савинцев подтвердил тезисами из решения Конституционного суда, которые гласят следующее:

1.) Реагирование публичной власти на подготовку и проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований должно быть политически нейтральным (то есть равноудалённым).

2.) Проведение публичных мероприятий, как правило, сопряжено с известными неудобствами для не участвующих в них граждан (создание помех работе транспорта, затруднение доступа к объектам социальной инфраструктуры и т.п.), однако такого рода издержки свободы мирных собраний сами по себе не могут служить веской причиной для отказа в проведении публичных мероприятий.

3.) Да, субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать в своих законах дополнительные гарантии этих прав, но с соблюдением конституционных требований о недопустимости ограничения прав и свобод человека, гражданина в форме иной, нежели федеральный закон.

4.) Исполнение полномочия по дополнительному законодательному определению мест, в которых запрещается проведение публичных мероприятий, подразумевает недопустимость произвольного пространственно-территориального ограничения права на свободу собраний.

После чего народный избранник предложил перейти от теории к практике и напомнил о том, что в 2019 году коммунистам отказали в первомайских автопробегах в городах Ханты-Мансийск и Советский.

«Первомай – это наш классовый праздник. Нам отказали, потому что включены ограничения вот этим самым 81-ым окружным законом. Фактически нам дозволено участвовать в автопробегах на окраинах городов или устраивать шествия и демонстрации на задворках», – рассказал Алексей Савинцев.

 При этом парламентарий обратил внимание, что согласно представленной депутатам информации об исполнении Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятий в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» за 2019 год, шествия, демонстрации, митинги в округе всё-таки проводились. Фото- и видеоотчётов об этих публичных акциях достаточно в открытом доступе. Все эти мероприятия проводились в центрах городов под флагами «Единой России». Данный факт свидетельствует об отсутствии нейтральности (равноудалённости) власти по отношению к организаторам публичных мероприятий, которую требует Конституционный суд.

Алексей Савинцев заметил, что порядок проведения митингов, шествий, демонстраций, пикетов является неотъемлемой частью, вопроса реализации и избирательных прав жителей автономного округа. Особенно наглядно это нарушение конституционных прав проявляется на выборах «тюменской матрёшки». Жители округа, согласно существующих трёхсторонних соглашений, являются избирателями губернатора Тюменской области и депутатов Думы Тюменской области. В подобном законе Тюменской области, в отличие от Югры, абсолютно отсутствуют запреты на проведение публичных мероприятий, кроме тех, что содержит федеральный закон. Кандидат или партия, которые приняли решение участвовать в данных выборах, проводят в свою поддержку митинги, шествия, пикеты и демонстрации в Тюменской области, но в Югре они это сделать не могут. И жители (избиратели), которые желают участвовать в публичных мероприятиях, не могут реализовать это своё конституционное право. Ограничены права как кандидата, так и избирателей. То есть, пассивные и активные избирательные права непосредственно связаны с другим конституционным правом — правом свободы собраний.

 «Я всегда говорил о том, что нужно создавать бренд «Югра». К сожалению сегодня, могу сказать в данном вопросе Тюменская область более демократичная, более правильная, а Югра уже 8 лет нарушает Конституцию, — подвёл итог Алексей Савинцев, после ещё раз призвал вернуть проект закона на тщательную доработку.

Весьма ярко и наглядно продемонстрировали свою классовую (буржуазную) сущность депутаты от ЛДПР и «Справедливой России». В ходе обсуждения поправок в окружной закон все они придерживались отличной риторики в защиту прав граждан. Однако в итоге все они проголосовали ЗА поправки предложенные правительством.

Досмотрите этот видеофрагмент до конца и Вы увидите как «слово и дело» депутатов от ЛДПР и СР расходятся.

Приведём полный текст аналитической записки фракции КПРФ подготовленной в отношении проекта закона ХантыМансийского автономного округа – Югры «О внесении изменений в статью 2.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – проект закона)

Конституционный суд Российской Федерации вынес постановление от 1 ноября 2019 года № 33-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 6 статьи 5 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми» в связи с жалобами граждан М.С. Седовой и В.П. Терешонковой» (далее – Постановление).

Согласно данному Постановлению принято решение признать не соответствующим Конституции Российской Федерации установленный запрет проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций в местах, находящихся в радиусе 50 метров от входа в здания, занимаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации, государственными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в субъекте Российской Федерации, государственными учреждениями субъекта Российской Федерации.

В данном Постановлении Конституционный суд довольно развёрнуто изложил свою позицию в отношении исполнения субъектами Российской Федерации полномочия предоставленного частью 22 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях» по дополнительному законодательному определению мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций.

Эта позиция заключается в следующем:

— Реагирование публичной власти на подготовку и проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований должно быть нейтральным и во всяком случае – вне зависимости от политических взглядов их инициаторов и участников – нацеленным на обеспечение необходимых условий (как на уровне законодательного регулирования, так и в правоприменительной деятельности) для правомерного осуществления гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний, в том числе путём выработки чётких правил их организации и проведения, не выходящих за рамки допустимых ограничений прав и свобод граждан в демократическом правовом государстве (п.2, абз. 4 Постановления);

— Проведение публичных мероприятий, как правило, сопряжено с известными неудобствами для не участвующих в них граждан (создание помех работе транспорта, затруднение доступа к объектам социальной инфраструктуры и т.п.), вследствие чего такого рода издержки свободы мирных собраний сами по себе не могут служить веской причиной для отказа в проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ,а потому компетентные органы и должностные лица обязаны стремиться к принятию всех зависящих от них мер для их легального проведения в избранном организатором месте и в запланированное время ,в том числе посредством минимизации (локализации_ вызываемых ими последствий, а не пытаться под любым предлогом изыскивать причины, оправдывающие невозможность реализации права на организацию и проведение публичных мероприятий в указанном в уведомлении формате. (п. 2, абз. 6 Постановления).

— Используя предоставленные в сфере совместного ведения полномочия, субъекты Российской Федерации, как неоднократно отмечал Конституционный суд Российской Федерации, получают возможность наряду с основными гарантиями прав граждан, закреплёнными федеральным законом, в том числе применительно к свободе мирных собраний, устанавливать в своих законах или иных нормативных правовых актах дополнительные гарантии этих прав, направленные на их конкретизацию и создание дополнительных механизмов реализации, с учётом региональных особенностей (условий) и с соблюдением конституционных требований о непротиворечии законов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о недопустимости ограничения прав и свобод человека, гражданина в форме иной нежели федеральный закон. Осуществляя такое регулирование, субъекты Российской Федерации должны избегать вторжения в предметы федерального ведения и не полномочны имплементировать в законодательство процедуры и условия, искажающие само существо тех или иных конституционных прав, снижать уровень их основных гарантий, закреплённых в Конституции Российской Федерации и федеральных законах, а также самостоятельно, за пределами установленных федеральными законами рамок, вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод, поскольку таковые – в определённых Конституцией Российской Федерации целях и пределах – может устанавливать только федеральный законодатель (постановления от21 июня 1996 года №15-П, от 18 июля 2012 года №19-П, от 1 декабря 2015 года №30-П, от 2 июля 2018 года №27-П и др.) (п. 3, абз. 11 Постановления)

— Соответственно, исполнение субъектами Российской Федерации предоставленного частью 22 статьи 8 Федерального закона «Особраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» полномочия по дополнительному законодательному определению мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций требует от них последовательного соблюдения установленных федеральным законодателем правил организации и проведения публичных мероприятий, что предполагает возможность установления таких мест исключительно на основе учёта объективных региональных особенностей и условий, не нашедших отражения в федеральных законах, и подразумевает недопустимость произвольного пространственно-территориального ограничения права на свободу собраний (п.3, абз. 12 Постановления).

На сегодняшний день в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре действует N 81-оз «Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 8 июня 2009 года (в редакции от 16.06.2016 года), который статьёй 2.1. (Места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций) устанавливает что:

  1. К местам, в которых запрещается проведение собраний, кроме определенных Федеральным законом, относятся:

1) культовые здания;

2) земли особо охраняемых территорий, а также зоны особо охраняемых территорий, выделенные в пределах границ населенных пунктов, за исключением территорий объектов, являющихся памятниками истории и культуры;

3) аэропорты;

4) железнодорожные станции и вокзалы;

5) привокзальные площади;

6) торгово-развлекательные комплексы (центры);

7) автодорожные вокзалы, автобусные станции;

8) речные порты, речные вокзалы, причалы (пристани), набережные;

9) рынки;

10) остановки общественного пассажирского транспорта;

11) детские и спортивные площадки;

12) мосты;

13) тоннели;

14) эстакады;

15) места захоронения.

  1. К местам, в которых запрещается проведение митингов, шествий, демонстраций, кроме определенных Федеральным законом, относятся места, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, а также:

1) здания (помещения), в которых размещены органы государственной власти и органы местного самоуправления;

2) учреждения (организации) образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры;

3) учреждения, осуществляющие деятельность в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

4) научные учреждения;

5) учреждения физической культуры и спорта.

  1. Проведение митингов запрещается на территориях, прилегающих ближе чем на пятьдесят метров к местам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.

Проведение шествий и демонстраций запрещается на территориях, прилегающих ближе чем на пятьдесят метров к местам, указанным в пункте 1 и подпунктах 2 — 5 пункта 2 настоящей статьи.


Закон Тюменской области от 28 декабря 2004 года N 318 «О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ, ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ» (в редакции от 28.09.2017) в статье 6 (Места проведения публичного мероприятия) установлено:

  1. В соответствии с Федеральным законом к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

2.1. К местам, в которых в соответствии с частью 2.2 статьи 8 Федерального закона проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к зданиям, в которых находятся медицинские организации и организации, осуществляющие образовательную деятельность;

2) территории, непосредственно прилегающие к зданиям, в которых находятся учреждения культуры и спорта, за 2 часа до начала и в течение 2 часов после окончания проведения в указанных зданиях культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий, а также во время проведения данных мероприятий;

3) территории, непосредственно прилегающие к культовым зданиям и культовым комплексам, созданным для осуществления деятельности религиозных организаций.

  1. Публичные мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, проводятся при отсутствии установленных в соответствии с действующим законодательством ограничений при использовании объектов, являющихся памятниками истории и культуры, и не создают угрозы нарушения их целостности и сохранности. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется Правительством Тюменской области.

Наличие столь радикальных запретов на проведение массовых мероприятий в законе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не только прямо противоречит позиции Конституционного суда Российской Федерации, но и является фактом ограничением избирательного права граждан Российской Федерации проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Законодательство регулирующее порядок проведения массовых акций является неотъемлемой частью правового регулирования избирательного процесса (агитационной компании). Жители Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, согласно существующих трёхсторонних соглашений являются избирателями губернатора Тюменской области и депутатов Думы Тюменской области. Однако запретительные нормы, содержащиеся в статье 2.1. №81-оз существенно, в сравнении с Тюменской областью, ограничивают кандидатов (реализующих своё пассивное избирательное право) и избирателей (реализующих своё активное избирательное право) в правах на ведение избирательных компаний по выборам губернатора и депутатов Думы Тюменской области.

Исходя из вышеизложенного фракция КПРФ считает разумным и добросовестным приведение закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №81-оз «Об отдельных вопросах проведения публичного мероприятия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 8 июня 2009 года в соответствие с федеральным законодательством внесением следующей поправки:

Статью 2.1. изложить в следующей редакции:

  1. В соответствии с Федеральным законом к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

  1. К местам, в которых в соответствии с частью 2.2 статьи 8 Федерального закона проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к зданиям, в которых находятся медицинские организации и организации, осуществляющие образовательную деятельность;

2) территории, непосредственно прилегающие к зданиям, в которых находятся учреждения культуры и спорта, за 2 часа до начала и в течение 2 часов после окончания проведения в указанных зданиях культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий, а также во время проведения данных мероприятий;

3) территории, непосредственно прилегающие к культовым зданиям и культовым комплексам, созданным для осуществления деятельности религиозных организаций.

  1. Публичные мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, проводятся при отсутствии установленных в соответствии с действующим законодательством ограничений при использовании объектов, являющихся памятниками истории и культуры, и не создают угрозы нарушения их целостности и сохранности. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.