Дмитрий Новиков на НТВ об искусственном «Дне России» и о том, почему 1990-е годы не станут в народном сознании «светлой эпохой»

100 лет СССР kprf.ru Антифашизм КПРФ в Госдуме телеканал "Красная линия" ЦК КПРФ

Разрушение Советского Союза принесло тяжелейшие страдания подавляющему большинству жителей России. Поэтому люди до сих пор не приняли 12 июня как праздник. Об этом заместитель Председателя ЦК КПРФ Д.Г. Новиков заявил в программе «Место встречи», вышедшей в эфир 9 июня.

Одной из тем передачи телеканала НТВ стало празднование «Дня России». Перед началом обсуждения была показана серия видеосюжетов, снятых в начале 1990-х годов. Они позволили вспомнить о том времени, когда люди были вынуждены тяжело выживать, отказывая себе в самом необходимом.

Дмитрий Новиков поблагодарил редакцию программы за этот вводный видеоряд. «Во многом он напоминает драматизм ситуации девяностых годов, и эту тему можно расширять, — продолжал он. – Конечно, в национальной памяти России, других народов Советского Союза эти годы останутся как очень тяжёлый период. А начало девяностых – тем более».

Говоря конкретно об отмечаемом 12 июня «Дне России», зампредседателя ЦК КПРФ раскрыл корни его появления. По его словам, новая власть пыталась сформировать новые символы, связанные с ней самой и с её утверждением. По этой причине она навязывала стране этот праздник, говоря о том, что благодаря ему Россия получила независимость. Но, подчеркнул Новиков, абсолютное большинство граждан не могло принять этот день: «Все справедливо задавали вопрос: это “независимость” от чего? От Советского Союза? Так ведь эти же самые граждане сами пришли на референдум в 1991 году и сказали, что они за Советский Союз!».

Другой участник программы Андрей Фёдоров, занимавший в 1990-91 годы пост заместителя главы МИД, признался, что в то время у него была иллюзия, что без коммунистов страна заживёт счастливо. Ведущий Андрей Норкин попросил прокомментировать это заявление, а заодно поинтересовался, почему декоммунизация в России не была проведена до конца, как на Украине.

Дмитрий Новиков начал свой ответ со ссылки на слова Фёдорова об иллюзиях. Но, уточнил он, такие иллюзии испытывали далеко не все. Зампредседателя ЦК КПРФ привёл в пример собственный опыт: «Я был студентом, когда прошли первые выборы президента России. На моём курсе только четыре человека голосовали за Ельцина. Остальные – за Рыжкова. Даже в молодёжной среде абсолютное большинство понимало, что с именем людей, которые претендуют на некую новизну, на свободу, демократию, права человека, ничего этого связано в действительности не будет. Все видели эту ельцинскую харю, и именно она была символом так называемых демократических преобразований».

Политолог Александр Сытин между тем пошёл по пути максимального саморазоблачения. Объявив, что во всех своих оценках он исходит из антикоммунистических идей, участник передачи заявил, что в 1990-е годы искренне надеялся — с коммунизмом покончено раз и навсегда. Также Сытин высказал сожаление, что Ельцин не смог довести до конца декоммунизацию и либерализацию.

«Он не смог довести до конца убийство страны! Вы об этом сожалеете?», — уточнил Дмитрий Новиков. «А уничтожить коммунизм невозможно, — подчеркнул он, — как бы вам ни хотелось этого. Невозможно, потому что это самая передовая идеология современного мира».

С упорством, достойным лучшего применения, Сытин продолжал отстаивать благостность 1990-х годов. Он назвал «прекрасным» тот факт, что люди ушли из закрывшихся заводов и НИИ торговать на рынки. Таким образом, утверждал политолог, люди смогли реализовать свои новые возможности. «Вместо профессии реализовывать себя торговлей на рынке – это «прекрасно»? Но ведь нужно же иметь хоть какие-то пределы в своём цинизме!» — не сдержал возмущения представитель КПРФ.

Публицист монархических взглядов Михаил Смолин назвал сопровождавшие развал СССР события «грызнёй коммунистов». Аргументировал он это тем, что Ельцин и Горбачёв «появились из рядов КПСС». Дмитрий Новиков парировал: «Они появились из числа предателей Коммунистической партии! Давайте правильно расставлять акценты. Да, так бывает — истории знакомо немало предательств. Но не все руководители в КПСС были предателями! Кто, например, восстанавливал Компартию Российской Федерации?».

Дмитрий Георгиевич опроверг прозвучавшее в студии мнение, что россияне разочаровались в новой власти из-за дефолта 1998 года: «Нет, конечно, это не так. Нет никакой возможности относить крах новой власти к 1998 году, потому что популярности у власти не было в принципе. Для большинства граждан она утвердилась вопреки их воли, вопреки выбору марта 1991 года, в силу расстрела парламента в 1993 году. Поэтому говорить о том, что до 1998 года у той власти была какая-то популярность, невозможно».

Дмитрий Новиков допустил, что и в тот период могли быть личные истории успеха. Но, отметил он, во-первых, это очень небольшой круг людей. Во-вторых, часть историй этого личного успеха связана с криминальными и абсолютно антинародными явлениями. Наконец, главное, на что обратил внимание парламентарий-коммунист, состоит в важной особенности русской культуры. Для России свойственна традиция оценивать исторические периоды, эпохи не по степени личного благополучия, а по тому, как эта эпоха отразилась на жизни твоей страны.

Завершая свой комментарий, Д.Г. Новиков заявил: «Кинематографисты могут сегодня снимать всё что угодно. Им тоже нужно зарабатывать и заполнять эфир. Но сколько бы за комедийными, детективными и другими сюжетами не сглаживался драматизм девяностых годов, никому и никогда не удастся в народном сознании отбелить те времена и сказать, что это была какая-то прекрасная эпоха. Не получится! Даже фильмы, которые более нейтрально относятся к периоду девяностых и показывают то время через юмор, через комедию, всё равно демонстрируют разборки, бандитизм и весь ужас девяностых годов».

Добавить комментарий