Совсем недавно мы отмечали великую дату – 100-летие создания СССР. А уже сегодня у нас с вами новый повод для гордости за славную советскую историю нашей великой Родины. Мы празднуем 100-летие гражданской авиации. 100 лет назад 9 февраля 1923 Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации».
В том же 1923 году было создано общество добровольного воздушного флота, получившее название «Добролет», а технический надзор за гражданской авиацией возложили на Главное управление воздушного флота. В 1932 году в СССР утвердили специальный флаг гражданской авиации, ввели форменную одежду и знаки различия для работников. Лётная форма выделила работников гражданской авиации как занятых в особо важной государственной отрасли. В этом же году новая отрасль получила название – Аэрофлот.
Первым пассажирским самолёт советской конструкции стал АК-1 «Латышский стрелок» поднявшийся в небо в феврале 1924 года. В 1925 году советский гражданский пятиместный ПМ-1 уже совершал регулярные перелёты по линиям Москва-Берлин и Москва-Ленинград. Вскоре авиационные конструкторские бюро молодой страны Советов были вынужденно перепрофилированы на создание военной авиации. Приближалась война. Промышленность СССР мобилизовывалась на военные нужды.
После Победы в Великой Отечественной войне в небе появились и новые более совершенные пассажирские самолеты: Ил-12 и Ил-14, в 1956 году на внутренние и международные линии «Аэрофлота» вышел первый в мире реактивный самолёт Ту-104, через год совершил полёт турбовинтовой самолёт Ил-18. В конце 1950-х годов прошел испытания и начал регулярные полёты самый большой в то время лайнер Ту-114, который позже был заменён на дальних трассах новым отечественным самолётом Ил-62.
К концу 1980-х годов в СССР разработали новое поколение самолетов, призванное заменить устаревшие модели: Ту-204, Ил-114, Ил-86 и Ил-96.
Однако, после разрушения Советского Союза модернизация авиапарка остановилась. Государственные предприятия стали акционерными обществами и вся авиастроительная отрасль развалилась. Российские авиаперевозчики перешли на закупку подержанных самолетов в лизинг у зарубежных авиакомпаний.
К чему это привело? Сегодня российская гражданская авиация пребывает в яростной борьбе за жизнь. В условиях жесточайших санкций, главная задача – выстоять и вновь обрести авианезависимость. Необходимо ускоренными темпами исправлять фатальные ошибки, приведшие к ставке на иностранные самолеты и начать развивать, возрождать индустрию отечественного авиастроения. Особенно важно это для таких регионов как наш, где авиация зачастую является единственным средством обеспечения круглогодичной транспортной доступности. Но, несмотря на трудности, я искренне верю в возрождение отечественного воздушного флота. Верю в молодёжь, которая приходит на смену ветеранам отрасли.
Моя жизненная история неразрывно связана с небом: 21 год отдан работе пилота вертолёта. Я выбрал небо, а небо выбрало меня. Моя любовь к работе была абсолютно взаимной. Это были удивительные, прекрасные и яркие годы, которые подарили мне замечательных коллег, ставших верными друзьями. Для меня сегодняшний день – это не только мой профессиональный праздник, – это главное семейное торжество. Ведь пилотом гражданской авиации работает мой старший сын. По моим стопам пошёл и младший, поступив в авиационный вуз. Кстати, в профессии, связанные с авиацией, были, есть и остаются одними из самых востребованных. Какие бы трудности не испытывали сегодня наше авиастроение на прочность — наши пилоты со времён СССР считаются лучшими в мире. Советская школа подготовки пилотов, штурманов, бортинженеров, даже через 30 лет после развала СССР является примером высочайшего уровня.
Уважаемые пилоты, бортпроводники, технические работники, конструкторы – все, благодаря кому в воздух ежедневно поднимаются самолёты, от всего сердца поздравляю вас с сегодняшним праздником! Спасибо за слаженную и чёткую работу, за то, что обеспечиваете безопасность авиаперевозок. Ваша работа – это не только романтика, но и огромная ответственностью. Пусть дорога в облаках приносит вам и вашим пассажирам только позитивные эмоции! Безмерно горжусь, что могу сказать Вам: «С праздником, коллеги!».
С уважением, Алексей Савинцев