О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (законодательная инициатива фракции КПРФ)

Дума ХМАО-Югры КПРФ-Югра

Сегодня в условиях демографического кризиса очень остро встает вопрос о значимости принимаемых и вводимых решений в области поддержки многодетных семей. Фракция КПРФ в Думе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры представляет на общественное обсуждение проект законодательной инициативы в этой сфере.

Пояснительная записка к закону

Финансово-экономическое обоснование

Проект закона

Перечень НПА

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ ПО ИНИЦИАТИВЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О внесении изменений в пункт 1 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»

Как следует из статьи 7 Конституции Российской Федерации, Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 года № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Одной из основных задач Концепции демографической политики названо повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей.

Сегодня в условиях демографического кризиса очень остро встает вопрос о значимости принимаемых и вводимых решений в области поддержки многодетных семей.

По итогам ХХV Петербургского международного экономического форума, прошедшего 15-18 июня 2022 года, Президент Российской Федерации Путин В.В. утвердил перечень поручений Правительству Российской Федерации № Пр-1269. Пунктом 1в указанного перечня содержится поручение Правительству Российской Федерации по разработке при участии комиссий Государственного Совета Российской Федерации комплекса дополнительных мер, направленных на повышение рождаемости и поддержку семей с детьми, предусмотрев в том числе меры в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем, повышения уровня доходов таких семей и в иных  областях, затрагивающих  их интересы.

Многодетные семьи в России могут претендовать на специальные скидки, субсидии, налоговые вычеты и иные льготы, но только при подтверждении своего статуса. Единого понятия статуса «многодетной семьи» в настоящее время законодательством Российской Федерации не установлено. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

В процессе подготовки текста законопроекта были проанализированы нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам семьи, материнства, отцовства и детства. В результате выяснилось, что в 38 субъектах Российской Федерации многодетной семьей признается семья, имеющая  в своем составе  трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных и принятых под опеку (попечительство) (Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия – Алания,  Республика Татарстан, Республика Тыва, Чувашская Республика – Чувашия, Алтайский край, Пермский край, Архангельская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Кемеровская область — Кузбасс, Кировская область, Курская область, Новгородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Псковская область, Самарская область, Свердловская область, Смоленская область, Тверская область, Томская область, Тюменская область, Челябинская область, Ярославская область, город Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра).

В 4 субъектах, недавно вошедших в состав Российской Федерации, пока отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие статус многодетной семьи (Донецкая народная республика, Луганская народная республика, Запорожская область, Херсонская область).

В остальных 47 субъектах Российской Федерации в той или иной трактовке содержится следующее определение многодетной семьи: многодетная семья – граждане, состоящие в браке (супруги), либо одинокая мать (одинокий отец), усыновители (усыновитель), приемные родители (приемный родитель), имеющие на воспитании трех и более детей, в том числе пасынков и падчериц, в возрасте до 18 лет, а также детей в возрасте до 23 лет (включительно), не состоящих в браке, совместно проживающих с родителями (родителем), усыновителями (усыновителем) или приемными родителями (приемным родителем), либо  обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования, высшего образования, либо проходящих службу по призыву. Сходные определения содержатся в законах Республики Адыгея, Республики Алтай, Республики Карелия, Республики Крым, Республики Мордовия, Республики Саха (Якутия), Удмуртской Республики, Республики Хакасия, Чеченской Республики, Забайкальского края, Камчатского края, Краснодарского края, Красноярского края, Приморского края, Ставропольского края, Хабаровского края, Амурской области, Астраханской области, Белгородской области, Брянской области, Волгоградской области, Вологодской области, Калужской области, Костромской области, Курганской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Московской области, Мурманской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Омской области, Орловской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Сахалинской области, Тамбовской области, Тульской области, Ульяновской области, города Москва, города Севастополь, Еврейской автономной области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Обращает на себя внимание тот факт, что подобные меры поддержки существуют не только в очень малолюдных и «обеспеченных» субъектах Российской Федерации, например, в Ямало-Ненецком автономном округе, но и в тех территориях, которые обычно называют «дотационными», например, в Республике Саха (Якутия), Республике Крым, Чеченской Республике и прочих.

В качестве основания для расширения понятия многодетная семья, путем включения в него детей, достигших 18-летнего возраста, но проходящих обучение в образовательных организациях по очной форме обучения или военную службу по призыву до окончания учебы, призыва или до достижения ими 23 лет, законодатели вышеуказанных 47 субъектов Российской Федерации ссылались на тот факт, что срок обучения в высших учебных заведениях соответствует 5 годам (то есть как раз до достижения 23 лет), а также на дополнительные социальные гарантии и льготы, в том числе на получение стипендии в высших учебных заведениях.

Полагаем, что такая положительная практика поддержки многодетных семей должна быть применена и в нашем регионе.

Финансово-экономическое обоснование к проекту закона прилагается.

Проект закона подготовлен в пределах полномочий фракции политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в Думе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Антикоррупционная экспертиза проекта не проводилась.

В соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, внесенных в Думу Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, утвержденным Постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 14.10.2014 года № 1483, проект не подлежит оценке регулирующего воздействия, так как не затрагивает вопросы осуществления предпринимательской деятельности.

В проекте отсутствуют сведения, содержащие государственную и иную охраняемую законом тайну, сведения для служебного пользования, а также сведения, содержащие персональные данные.

 

Проект вносится депутатской фракцией политической партии
«Коммунистическая партия Российской Федерации»
в Думе Ханты — Мансийского автономного округа – Югры седьмого созыва

 

 

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЮГРА

ЗАКОН

 «О внесении изменений в пункт 1 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского
автономного округа — Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»

 

Принят Думой Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры ___ __________2022 года

 

Статья 1. Внести в Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 07 июля 2004 года  № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства  в Ханты — Мансийском автономном округе — Югре» (с изменениями, внесенными законами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 22.11.2004 № 61-оз, от 04.04.2005 № 23-оз, от 17.10.2005 № 84-оз, от 19.07.2006 № 86-оз (ред. 10.10.2006), 21.05.2007 № 43-оз, от 29.10.2007 № 145-оз, от 23.07.2008 № 80-оз, от 30.10.2008 № 116-оз, от 30.03.2009 № 26-оз, от 31.03.2009 № 32-оз, от 19.12.2009 № 237-оз, от 31.01.2011 № 6-оз, от 27.05.2011 № 56-оз, от 25.06.2012 № 74-оз, от 28.09.2012 № 91-оз, от 05.04.2013 № 25-оз, от 01.07.2013 № 64-оз, от 30.09.2013 № 86-оз, от 20.02.2014 № 6-оз, от 19.11.2014 № 100-оз, от 10.12.2014 № 112-оз, от 25.06.2015 № 60-оз, от 30.01.2016 № 5-оз, от 23.12.2016 № 107-оз, от 31.03.2017 № 15-оз, от 27.04.2018 № 41-оз,  от 17.10.2018 № 84-оз, от 11.09.2019 № 55-оз, от 27.02.2020 № 15-оз,  от 08.04.2020 № 37-оз, от 28.05.2020 № 48-оз, от 26.11.2020 № 109-оз,  от 25.03.2021 № 23-оз,  от 25.11.2021 № 101-оз,  от 23.12.2021 № 114-оз, от 03.04.2022 № 15-оз, от 18.04.2022 № 21-оз (текст Закона опубликован в газете «Новости Югры» от 13.07.2004 № 81, Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 20.07.2004 № 6) следующие изменения:

  • Пункт 1 статьи 3 изложить в следующей редакции:

«Многодетными семьями на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры признаются семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе находящихся под опекой (попечительством), проживающих совместно с родителями (родителем), иными законными представителями из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, а также детей в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования, высшего образования, либо проходящих военную службу по призыву, и не состоящих в браке.    Многодетные семьи   включаются в региональный регистр получателей мер социальной поддержки».


Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

г. Ханты-Мансийск

___ __________ 2022 года

№ _____

                                       Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры

     Н.В. Комарова

 

 

Финансово-экономическое обоснование

к проекту закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О внесении изменений в пункт 1 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»

Рассматриваемый законопроект подготовлен в целях расширения понятия многодетная семья, путем включения в него детей, достигших 18-летнего возраста, но проходящих обучение в образовательных организациях по очной форме обучения или военную службу по призыву до окончания учебы, призыва, но не более, чем до достижения ими возраста 23 лет.

В целях определения объема финансовых средств, необходимых на реализацию законопроекта, применены следующие показатели (показатели взяты из Финансово-экономического обоснования  к проекту Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе –Югре», подготовленного Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры):

  • Численность многодетных семей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на сентябрь 2022 года —  38 768 семей.
  • Прогнозное количество семей из числа многодетных, имеющих в своем составе учащихся в возрасте до 24 лет при условии их обучения на территории автономного округа по очной форме в общеобразовательных организациях, профессиональных организациях или образовательных организациях высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и не вступивших в брак, в 2022 году – 11 350 семей. Прогнозная численность семей определена исходя из общего количества семей, утративших статус многодетных за период с 2014 по 2018 год и прогноза 2019 года по данному показателю (показатель составил 12 545 семей), с учетом, что в 80 % семей имеются граждане (дети), соответствующие устанавливаемому критерию;
  • Прогнозное количество детей в указанных семьях в 2022 году — в возрасте от 0 до 6 лет– 11 350 детей, от 6 до 18 лет – 11 350 детей и учащихся в возрасте от 18 до 24 лет – 4 540 человек; Прогнозное количество обучающихся детей до 24 лет определено исходя из того, что 40 % детей – выпускников общеобразовательных школ обучаются на территории округа. Прогнозное количество детей до 18 лет в семьях определено исходя из того, что в каждой семье имеются в среднем два ребенка, не достигшие 18-летнего возраста, их них один ребенок до 6 лет и один ребенок от 6 до 18 лет.
  • Расчет расходов на предоставление мер социальной поддержки семьям из числа многодетных семей, имеющим обучающихся детей в возрасте до 24 лет (перечень мер взят с сайта Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры https://depsr.admhmao.ru/sotsialnaya-podderzhka-naseleniya/2793914/msp-semyam-s-detmi-ustanovlennye-v-yugre/)
№ п/п Мера социальной поддержки Количество многодетных семей, претендующих на получение мер поддержки Количество детей, в указанных семьях (чел) Всего объем расходов (руб.)
0-6 лет 6-18 лет 18-24 лет
1 Ежемесячная денежная выплата на проезд: 592 руб. – для дошкольников, 1300 руб. – для школьников и студентов) 11 350 11 350* 592 руб.*12 мес. 11 350 * 1300 руб.* 12 мес. 4 540*1300 руб.* 12 мес. 328 514 400
2 Компенсация расходов на оплату коммунальных  в размере 50% от установленных нормативов, средний размер в месяц на семью – 3 842,71 руб. 11 350 * 3 842,71 руб. * 12 мес. 523 377 102
3 Единовременное пособие  для подготовки детей из многодетной семьи к началу учебного года (7 453 руб. на ребенка) 11 350 11 350 х
7 453 руб.
84 591 550
4 Единовременное пособие  для подготовки  детей из многодетной семьи  к началу учебного года (при поступлении в первый класс) – в размере 11 180 руб. на ребенка 11 350 1700 (количество первоклассников  составляет около 15% всех учащихся) х
11 180 руб.
19 006 000
5 Компенсация расходов на проезд к месту отдыха и обратно по путевкам, предоставляемым  исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления (предоставляется один раз  в текущем календарно году по выбору заявителя (или 7 000 на каждого ребенка или 10 000 на семью) 11 350 х
10 000 руб.
113 500 000
6 Компенсация стоимости платного обучения детей по образовательным программам среднего профессионального образования в размере 50% стоимости, но не более 40 000 руб. в календарном году

(выплаты будут осуществляться с 01.01.2023 года)

прогнозная численность получателей 370 чел. * 40 000 руб. 14 800 000
ИТОГО : 1 083 789 052

 

При осуществлении расчета необходимо учитывать следующее. Во –первых, ежемесячная выплата на оплату проезда и компенсация стоимости платного обучения детей  уже заложены в бюджет автономного округа; во – вторых, во внимание взяты также лица, достигшие 24-летнего возраста, в – третьих, часть мер социальной поддержки предоставляется многодетным семьям только в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину, равную  1,5 прожиточного минимума, установленного действующим законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Соответственно

Из изложенного выше следует, что принятие предлагаемого законопроекта потребует выделение дополнительных бюджетных ассигнований из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (за вычетом заложенных в бюджет средств на оплату стоимости проезда и компенсации стоимости платного обучения детей) в сумме 740 474 652 рубля.

 

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативных правовых актов, требующих признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия в связи с принятием проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  «О внесении изменений в пункт 1 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»

 

Принятие проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа Югры «О внесении изменений в пункт 1 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» не потребует отмены или внесения изменений в иные нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Добавить комментарий