25 лет. Конституция президентского самовластия не решила ни одной проблемы

КПРФ в Госдуме

Во вторник, 11 декабря, Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов выступил в ходе пленарного заседания накануне 25-летия Государственной Думы и принятия Конституции РФ. Представляем текст его выступления.

Пресс-служба ЦК КПРФ
2018-12-11 12:15 (обновление: 2018-12-11 17:48)

— Для нас «Будет Россия – будем и мы» является главным тезисом. Наша партия и фракция всегда придерживались таких ценностей, как величие страны, социальная справедливость и благополучие трудящихся.

Мы считаем, что, подводя итоги за двадцать лет, надо обязательно вспомнить, что предшествовало расстрелу Советской власти, и почему родилась эта конституция. Уже в конце 92-го года стало ясно, что команде Ельцина не удаётся под диктовку ЦРУшников распродать всенародную собственность. Тогда в 93-м и появился знаменитый ОПУС – особый порядок управления страной. Но стотысячная манифестация на Манежной площади Москвы опрокинула этот вариант. Затем срочно был подготовлен референдум, который под крики «Да. Да. Нет. Да» должен был снести Верховный Совет и передать всю власть Ельцину, развязав ему руки. Однако народ отказал и в этом. Тогда появился указ 1400, незаконно распускавший Съезд народных депутатов и Верховный Совет. И это несмотря на то, что работала Конституционная комиссия, которая могла подготовить полноценную Конституцию. Но сторонникам Ельцина стало ясно, что она не будет Конституцией президентского самовластия. Поэтому и был издан указ, который завершился расстрелом парламента.

Если сталинскую конституцию обсуждали почти 75 млн человек, брежневскую 140 млн, то в обсуждении ельцинской почти никто не участвовал. Она была опубликована только в «Российской газете». В лучшем случае её читал один избиратель из ста. По сути дела, это было голосование втемную. Фактически даже при массовых приписках в поддержку конституции высказалось всего 32% граждан. Тринадцать крупнейших регионов выразили отрицательное мнение.

Мы считаем, что конституция президентского самовластия не решила ни одной проблемы. Она не уберегла страну от чеченской бойни, в которой погибло более 100 тысяч человек. Она обеспечила дефолт, когда обвалились все финансы. Она продолжила невиданную воровскую приватизацию. Степашин подготовил итоги этой приватизации. Материалы лежат в Думе, но они так и не рассмотрены.

Эта конституция породила дикую, невиданную коррупцию и массовое вымирание страны. Мы за эти годы потеряли 9 млн человек, в то время как американцы прибавили 77, французы 10, а англичане 9 миллионов. На нас обрушили санкции. Страну окружили базы НАТО.

Россия не спаслась и от новой волны кризиса. За последние десять лет наши темпы роста экономики составили всего 4%. У тех же американцев они достигли 16%, а у китайцев 101%. У нас был вариант созидательных реформ, но эта конституция их похоронила.

Самое страшное, что нас крайне беспокоит, — это грубое нарушение всех элементарных прав граждан. Социальный раскол продолжает углубляться. Сегодня он перекинулся уже и на православную веру, что грозит длительным конфликтом.

Что касается обнищания граждан, то оно достигло невиданного размаха. Почти каждый второй живет у черты бедности, а более двадцати миллионов человек оказались нищими в богатейшей стране мира. К сожалению, снова возобновилось вымирание населения. За последние два года мы теряем почти 300 тысяч человек. Вдумайтесь только: целый город исчез с карты нашей державы!

Главный ущерб в том, что демонтируется социальное государство. Статья 7 Конституции о социальном государстве нарушается. Какую гарантию ни возьмешь – бесплатного образования, здравоохранения, социального обеспечения – всё перечеркивается.

Мы были и остаемся реалистами. Мы в этой Думе не благодаря милости власти и ее партии, а благодаря поддержке трудящихся. И наши идеи будут популярны в стране всегда. Нам удалось дважды уберечь страну от гражданской войны. Поведи мы себя безответственно в 93-м и 96-м годах, гражданская война снова была бы реальностью. Мы сумели денонсировать Беловежский сговор в марте 96-го года. Тогда на следующий день в Думу были введены полицейские части. Чтобы запугать нас Ельцин подготовил три указа: о разгоне Думы, об аресте почти 400 человек и о введении чрезвычайного положения. Я сегодня благодарю всех моих друзей и коллег, военных, которые тогда проявили характер и заявили Ельцину, что если введем чрезвычайное положение, то развитие ситуации неизбежно закончится столкновениями. Чтобы ввести чрезвычайное положение в Москве потребовалось бы минимум 100 тыс. человек под ружьем. Кроме Ярославля, фактически все остальные прилегающие к Москве города были готовы перекрыть дороги и покончить с произволом.

Мы сумели спасти страну после дефолта, когда экономика обвалилась. Тогда, несмотря на упрямство Ельцина, он вынужден был пойти на формирование правительства национальных интересов во главе с Примаковым, Маслюковым и Геращенко. Тогда в нем появилась и Матвиенко. Они многое сделали. Они действовали вопреки рекомендациям МВФ и ЦРУшников. Они реально проводили политику в интересах производства и граждан. Всё это весьма не понравилось ельцинской команде. Когда Степашин подготовил оценку итогов так называемой «приватизации» 90-х, мы предлагали их рассмотреть. Можно было остановить грабёж, но партия власти не согласилась. Как продолжение тех событий сегодня появляются законы о МУПах и ГУПах. Они уничтожают последние рычаги нормального управления в крупных промышленных центрах, городах и в дальних регионах.

Мы сумели остановить и наступление НАТО, когда уже были запланированы учения в Нижегородской области. Мы вместе с командой протестного движения Кашина сумели этому воспрепятствовать. Нам удалось выдавить и американскую «авиабазу подскока», которую уже наметили создать в Ульяновске. Мы вместе с Харитоновым возглавили движение в 10 тыс. человек в Феодосии в 2008 году, выставили оттуда американцев, которые уже там обосновались. Мы сделали это вместе с украинской Компартией и крымскими друзьями, проявив волю и характер.

Я считаю, что нашим огромным достижением является отстаивание не только Крыма, но и Донбасса. Мы туда отправили 75 конвоев и продолжаем эту благородную работу. Считаем необходимым признать эти республики.

Мы подготовили закон «Образование для всех». Наш нобелевский лауреат Жорес Алферов трижды прочитал лекции в стенах Думы о развитии науки, о власти и о том, что неизбежен социализм по великой статье Эйнштейна. Считаем это нашим общим творческим наследием.

Для нас принципиально важным был поворот к селу, поддержка аграрного комплекса. И Кашин, Харитонов, большая команда подготовили реальную программу мер. И вы видите, как они честно и достойно сражаются за селян.

Для нас армия и безопасность были всегда важнейшей ценностью. И вместе с Савицкой, Комоедовым, Тарнаевым мы подготовили программу по спасению «Тополь-М», по развитию нашей ракетно-космической техники. Снова на стапеля встал МИГ-31, хорошие перспективы у МИГ-41. Для нас это задача номер один.

Мы подготовили программу развития страны, вывода ее из кризиса и формирования бюджета в 25 трлн. Но наши конкретные законы не приняты. К сожалению, партия власти даже на фоне кризиса и санкций со всех сторон, не прислушивается к нашей позиции, что совершенно недопустимо.

В свое время мы подготовили три проекта закона о гарантиях оппозиционной деятельности. Один закон был проведен через Думу, но Президент отказался его подписывать. Сегодня нет нормальных честных выборов. Сегодня нет контроля за исполнительной властью, что является большой бедой. Сегодня нет социальной ответственности государства. Оно все больше обслуживает олигархический клан, который приватизировал гигантские ресурсы. Четвертый год подряд продают народного сырья на 20 трлн рублей, а в бюджете ни разу не оказалось больше 8 трлн. Платим дань в 12 трлн рублей своей и иностранной олигархии. Напомню: когда было ордынское иго, платили со двора десятину.

Мы считаем, что пенсионная реформа является позором, и благодарим всех, кто подписал обращение в Конституционный Суд. Потому что она в принципе неконституционна. Есть 55 статья, которая гласит: нельзя ухудшать положение граждан. А здесь в массовом порядке перечеркиваются их требования.

Послание президента войти в пятерку сильнейших государств, победить бедность и прорваться в новых технологиях, на мой взгляд, принципиально важно. Но, похоже, при нынешнем курсе и такой Конституции, эта задача нереализуема.