kprf-ugra

Депутат-коммунист Николай Колмейцев (КПРФ в Госдуме) направил запрос председателю Конституционного суда России

kprf.ru Антифашизм Интернет против телеэкрана КПРФ в Госдуме

Публикуем текст депутатского запроса, направленного Николаем Васильевичем Коломейцевым (фракция КПРФ в Государственной Думе) председателю Конституционного суда Российской Федерации

Председателю

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д. ЗОРЬКИНУ 

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

 

О соответствии Конституции Российской Федерации норм проектов федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон  «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» и    «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

Уважаемый Валерий Дмитриевич!

В Государственную Думу 14 октября 2021 года Правительство Российской Федерации внесло проекты федеральных законов:  «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения»(в части введения некоторых ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции) и    «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (об обеспечении мероприятий по защите населения в условиях распространения коронавирусной инфекции при осуществлении перевозок внутренними и международными авиарейсами и в поездах дальнего следования)» (далее – Законопроекты).

В настоящее время  в​ соответствии с​ указами губернаторов​ и глав регионов во всех субъектах Российской Федерации введен режим «повышенной готовности», что является основанием для ограничения некоторых прав граждан в настоящий период времени.

Губернаторы действуют на основании Указа Президента Российской Федерации от​ 11.05.2020 года № 316 и Федерального закона  от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

1.При этом в части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Однако, ни одним законодательным актом не определены  критерии, в соответствии с которыми могут быть ограничены конституционные права граждан России. Также не законодательно не определена степень достаточности или избыточности этих ограничительных мер.

  1. Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации установлено, что «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а в части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации закреплено, что «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Рассматриваемые Законопроекты ограничивают указанные конституционные права граждан на перемещение и на труд (например, увольнение тех граждан, кто не прививается в сфере услуг, образования, торговли и т.п.)

  1. В статье 21 Конституции Российской Федерации установлено, что: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления», а в части 2 данной статьи Конституции указано, что: «никто не может без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

При этом все российские вакцины  являются экспериментальными, поскольку не закончены  их клинические испытания для всех групп населения страны.

  1. В части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что: «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам».

Однако, рассматриваемые Законопроекты, вводящие ограничительные меры против граждан, которые используют свое конституционное право отказаться от прививки, нарушают:

пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 года N 157-ФЗ  «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней, которым устанавливается право граждан на отказ от профилактических прививок, а также положения части 2 статьи 11 указанного Федерального закона, в которой сказано, что «профилактические прививки проводятся только при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина.».

Если же гражданина Российской Федерации любым способом вынуждают подписать согласие на прививку (например, путем угрозы потери работы) — добровольным согласием оно являться не может.

  1. Согласно части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.».

Поэтому требование предоставлять сертификаты ( QR-код) о вакцинации, предъявлять паспорт  вместе с результатом ПЦР-теста перед входом в кинотеатр, музей, кафе и т.д. нельзя считать законными. Федеральными законами охранники в торговом центре  или контролеры в театре, на транспорте и т.п.  не наделены правом проверки   документов граждан, содержащих их личные персональные данные.

Требование о предъявлении в общественных местах сведений о вакцинации, о результатах ПЦР-тестов противоречит статье 13 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ  «Об основах охраны здоровья и граждан в Российской Федерации», которая гласит, что: «Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну».

  1. Кроме того, в Резолюции № 2361 (2021) Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) «Вакцины против COVID-19: этические, правовые и практические соображения» указано на «необходимость обеспечить информирование граждан о том, что вакцинация не является обязательной, что никто не может подвергаться политическому, социальному или иному давлению для прохождения вакцинации, если они сами того не пожелают.». Кроме того, подчеркивается на необходимость «обеспечить, чтобы никто не подвергался дискриминации за то, что не прошел вакцинацию из-за возможного риска для здоровья или нежелания пройти вакцинацию.».

Можно ли, например,  не считать дискриминацией, проводимую политику в отношении граждан Российской Федерации в возрасте старше 65 лет, когда им предписывают оставаться дома, отменяют льготный проезд на городском транспорте, лишая их возможности доехать до медицинского учреждения для лечения и т.д. Лишение права на труд лиц, которые не хотят прививаться, а дистанционно не могут по многим причинам осуществлять свои трудовые функции – разве это не дискриминация?

Учитывая изложенное, просим Конституционный Суд Российской Федерации дать заключение о соответствии Конституции Российской Федерации  норм  проектов федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон  «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» и  «О внесении изменений в статью 107 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», внесенных Правительством Российской Федерации.

 

С уважением,

Депутат Государственной Думы

Федерального Собрания                                                    Н.В. Коломейцев

Российской Федерации